Мощность усилителя.
При
покупке усилителя многих людей интересует в первую очередь мощность. Но
какая? В мире существует около 20 видов замера мощности усилителей. И
когда китайские производители на бумбоксе c двумя пятиватными динамиками
пишут 300W, они в чём-то правы, можно и так померять. Встроенный
усилитель может выдать такую мощность в доли секунды при подаче
низкочастотного сигнала, динамики конечно сгорят. Такие характеристики
мощности не говорят не о чём. И сама характеристика – мощность усилителя
– это только один из десятка параметров громкости и качества звука.
Какие же бывают измерения мощности усилителей звука.
В Союзе использовались 2 характеристики мощности - номинальная и максимальная. Колонки АС15 (15Вт) назывались S-30 – 15 номинал. 30 максимал.
Номинальная мощность - мощность при которой нет искажений звука, КНИ <1% (коэфициент нелинейных искажений), чуть выше средней громкости.
Максимальная мощность (синусоидальная) - мощность, при которой усилитель или динамик может выдержать длительное время без повреждения системы. Обычно в 2 - 3 раза выше номинальной.
Западные производители используют параметры мощности - DIN, RMS и PMPO.
DIN – значение выдаваемое на реальной нагрузке, ограниченной нелинейными искажениями. Измеряется подачей сигнала с частотой 1 кГц на вход устройства в течение 10 минут. Мощность замеряется при достижении 1 % THD (нелинейных искажений), тоесть меряют когда музыка звучит ещё без искажений.
RMS - мощность замеряется синусоидальным сигналом на частоте 1 кГц при достижении 10% THD. Мощность, при которой усилитель или колонка может работать в течение одного часа с реальным музыкальным сигналом без физического повреждения. 10% искажений – музыки уже не разобрать, но усилитель ещё не сгорел
PMPO – пиковая мощность, которую динамик может выдержать в течение 1 секунды на сигнале низкой частоты (около 200 Гц) без физического повреждения. Обычно раз в 20 выше DIN. Вот эту мощность и указывают на китайских бумбоксах.
Производители качественной аппаратуры указывают мощность в DIN, а производители дешевой техники в PMPO.
Но мощность усилителя Вам ничего не скажет о громкости и качестве звука, потому что усилитель только подаёт сигнал, а звук воспроизводит акустическая система, и громкость воспроизведения зависит от связки акустических систем и усилителя, от соотношения их технических параметров. И громкость звука измеряется не в Ватт, а в децибелах. Одним из главных параметров акустики является её чувствительность. Громкость воспроизведения звука зависит больше от показателя чувствительности акустических систем чем от мощности усилителя. Чувствительность – это такое звуковое давление (измеряется в децибелах), которое может развить колонка на расстоянии одного метра, при подаче на неё сигнала мощностью в 1 Вт. Чем ниже чувствительность акустики, тем мощнее требуется усилитель. Акустика бывает с чувствительностью от 83 до 105 дб. Старые советские колонки в основном имели 84-86 Дб чувствительность, компьютерные 84-87 дБ, Hi-Fi колонки 88-97 дБ, высокая чувствительность бывает у некоторых Hi-End колонок (используются в связке с ламповыми усилителями) и у проф. – концертные, студийные.
Технически - при увеличении громкости на 3 децибела сигнал с усилителя нужно подать вдвое больший. Человеческий разговор – 65 дБ, рок-концерт – 110 дБ. В результате мы получаем, что чтобы получить одну и ту же громкость (звуковое давление) с колонки чувствительностью 100дБ нам нужен усилитель 3Вт и с колонки с 85 дБ – 200Вт. Или наоборот – один и тот же усилитель, например Вт 40 – еле раскачивает старую колонку S-90 и в то же время легко качает огромную концертную акустику.
Ещё при выборе усилителя нужно обращать внимание на сопротивление акустики. Усилителю одинаково какая акустика к нему подключена – 4 или 8 Ом. Но вот мощность он им отдаст разную. Чем меньше сопротивление, тем больше нагрузка для усилителя - 4-х омная акустика требует в два раза большую отдачу по току от усилителя, чем 8-ми омная. Тоесть к 4-х омным колонкам нужно брать усилители помощнее.
09.01.2020